Подробнее о физкультуре
Практически в каждой нашей программе присутствуют занятия физкультурой. И это не случайно. Занятия физкультурой - это практика помощи детям с РАС с доказанной эффективностью.
Современные исследования влияния физического воспитанияна развитие детей с РАС имеют разные аспекты изучения и доказывают различные позитивные эффекты в их развитии.
Прежде всего, результаты исследований указывают на положительное влияние физическое воспитание на развитие двигательных навыков и моторных навыков, кроме этого занятия способ-
ствуют улучшению зрительно-моторного контроля детей, развития у них силы, навыков равновесия и ловкости.
В силу того, что более 30 процентов детей с аутизмом имеют избыточный вес или ожирение, то вовлечение детей с аутизмом к занятиям физической активности должно начинаться как можно раньше.
Рассматривая важность физической активности следует подчеркнуть, что она жизненно важна для здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями. Выявлена достоверная взаимосвязь между моторными, речевыми и навыками социального взаимодействия с академической успеваемостью.
Ученые утверждают, что программа, основанная на физической
активности, проста в реализации и эффективна в коррекции многих
форм неадекватного поведения, связанного с аутизмом.
После умеренной аэробной нагрузки у детей с аутизмом может
наблюдаться увеличение концентрации внимания, поведения при вы-
полнении заданий и уровня правильного реагирования.
Таким образом, исследования свидетельствуют, что физическая
активность дает множество преимуществ детям с аутизмом.
В связи с этим в настоящее время так же много исследований, ко-
торые выявляют те виды физической активности, которые наиболее
приемлемы для детей с РАС.
Во-первых, авторы отмечают, что детям с аутизмом могут потребо-
ваться больше физических упражнений, чем обычным детям, которые
будут направлены на оздоровление и терапевтический эффект. Во-
вторых, активные физические упражнения, такие как бег и плавание
(больше, чем игры с мячом), могут оказать успокаивающее действие
на детей с РАС, так как они могут переключиться со стереотипных
движений, легче осваивать базовые движения и типичные игры
на воде.
В-третьих, дети с аутизмом могут испытывать первоначальные
трудности в программах физической активности из-за неспособности
справиться с разнообразием слуховых, визуальных и тактильных сти-
мулов в широко открытых пространствах. Эта неспособность справ-
ляться может проявляться различными формами поведения, так чрезмерная чувствительность к стимулам (например, вспышки гнева, хождение взад-вперед, взмахи руками, ходьба на носках); де-
фицит речи, языка и когнитивных способностей; желание избежать
изменений в распорядке дня; и трудности с переносом уроков из од-
ной обстановки в другую.
В-четвертых, дети с аутизмом могут обладать низким уровнем фи-
зической подготовки из-за более низкого уровня интереса или моти-
вации к участию в играх.
В-пятых, программы физической активности для детей с аутизмом
должны способствовать правильному поведению и повышению вы-
носливости сердечно-сосудистой системы, и разрабатываться с це-
лью не только повышения общей физической активности, но и управ-
ления неадекватным поведением.
В-шестых, физические нагрузки могут включать в себя любые
ритмичные, крупные мышечные нагрузки, которые носят непрерыв-
ный характер (например, бег, прыжки, прыжки, трицикл, езда на ве-
лосипеде).
Исследователи отмечают, что педагогам, работающим с аутичными детьми необходимо проконсультироваться с учителем по физической культуре относительно использования любого оборудования (например, скакалок, мини-батутов, трехколесных велосипедов, велосипедов, хиппи-прыжков, пульсометров).
Важно учитывать, что только правильное применение рекомендаций по упражнениям для детей с аутизмом способствует соблюдению программы и способствует позитивным изменениям в физической активности.
Проводимые исследования указывают на широкий спектр воздействия занятий физической культурой на развитие детей с аутизмом, от моторных функций до академической успеваемости и успешной
социализации детей.
Исследователи отмечают необходимость включения детей с РАС в оздоровительные формы занятий по физическому воспитанию
как можно раньше и отдавать предпочтения плаванию и бегу, в силу
того, что именно эти виды занятий оказываются более эффективны,
для снижения стереотипизации движений у детей с РАС.

По материалам ОБЗОРА ИССЛЕДОВАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
Е.М. Гилязетдинова

Мероприятия проводятся в рамках проекта "Точка опоры" с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов.


02 апреля / 2025