Этап третий. Обучение распознаванию, что изображено на картинке на примере двух-трех карточек. Хочет ли ребенок именно тот предмет, который попросил с помощью карточки? Результаты лучше фиксировать письменно. На третьем этапе постепенно вводятся глаголы и составляются короткие фразы из двух слов. Здесь очень важно научить ребенка самостоятельно находить нужную карточку в книге.
Этап четвертый. Составляем предложения из карточек. Используется поле в книге «я хочу». Ребенок учится просить конкретный предмет – желтую конфету или зеленое яблоко. После прохождения этого этапа ребенок, как правило, знает от двадцати пяти до пятидесяти карточек, которые он использует для общения с партнером.
Пятый этап. С помощью карточек отвечаем на простые вопросы: что ты хочешь? Что ты видишь? Коммуникативный партнер ребенка задает вопрос перед тем, как ребенок составит предложение. Здесь можно задействовать разные тематики карточек: схожее/разное, времена года, время суток и обычные действия для каждого времени, разные эмоции и т.п.
Шестой этап. С помощью карточек делаем комментарии. Ребенок должен соответственно отвечать на вопросы, заданные в случайном порядке: что ты видишь? Что ты хочешь? Что у тебя в руке? На этом этапе необходимо сосредоточиться не только на просьбе дать какой-либо предмет или выполнить какое-либо действие, а на проговаривании этого действия, явления или предмета. В начале взрослый так же, как и на предыдущих этапах, задает вопрос, например: что ты видишь? – и в это же время показывает карточку «я вижу». Через некоторое время визуальная опора уже будет не нужна.
Безусловно занятия по данной методике потребует очень много сил, времени и терпения как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Зато вознаграждением будет самостоятельное речевое общение ребенка, эмоциональная коммуникация и социальная адаптация.
Мероприятия проводятся в рамках проекта «Служба помощи семьям, воспитывающим детей с "тяжелым аутизмом» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов.