Система коммуникации PECS
PECS – Система коммуникации с помощью обмена изображениями, была разработана в 1985 году доктором Энди Бонди и г-жой Лори Фрост, MS CCC-SLP для детей и взрослых с аутизмом или связанными нарушениями развития. С тех пор он используется во всем мире, чтобы помочь семьям, учителям и терапевтам донести функциональную коммуникацию до своих учеников.
PECS использует структурированный протокол, чтобы научить студента сообщать свои потребности, обмениваясь изображением желаемого объекта или действия с партнером по общению. Протокол имеет шесть этапов. Каждый этап направлен на определенный навык, необходимый для успешного социального общения.

Этап первый. Обмен картинки на предмет. Лучше всего, если будут участвовать два взрослых человека – у одного просят какой-то предмет, а другой помогает ребенку выполнить действие. Один из взрослых обращает внимание ребенка на любимую вещь и обменивает его на соответствующую карточку. Идеально, если в течение дня удастся сделать около восьмидесяти таких обменов. Начать лучше с имен существительных и постепенно добавлять новые карточки.

Этап второй. Обмен картинки на предмет без участие второго взрослого, который помогает ребенку на первом этапе сделать правильный выбор – спонтанные действия со стороны ребенка. Сделайте папку с изученными ранее карточками и коммуникативное поле, куда ребенок будет выкладывать эти карточки. Основная задача на этом этапе – это научить ребенка самостоятельно отдавать картинку, самому инициировать процесс обмена, добиваясь внимания партнера. Вначале дистанция между взрослым и ребенком будет невелика, но постепенно она будет увеличиваться.
Этап третий. Обучение распознаванию, что изображено на картинке на примере двух-трех карточек. Хочет ли ребенок именно тот предмет, который попросил с помощью карточки? Результаты лучше фиксировать письменно. На третьем этапе постепенно вводятся глаголы и составляются короткие фразы из двух слов. Здесь очень важно научить ребенка самостоятельно находить нужную карточку в книге.

Этап четвертый. Составляем предложения из карточек. Используется поле в книге «я хочу». Ребенок учится просить конкретный предмет – желтую конфету или зеленое яблоко. После прохождения этого этапа ребенок, как правило, знает от двадцати пяти до пятидесяти карточек, которые он использует для общения с партнером.
Пятый этап. С помощью карточек отвечаем на простые вопросы: что ты хочешь? Что ты видишь? Коммуникативный партнер ребенка задает вопрос перед тем, как ребенок составит предложение. Здесь можно задействовать разные тематики карточек: схожее/разное, времена года, время суток и обычные действия для каждого времени, разные эмоции и т.п.

Шестой этап. С помощью карточек делаем комментарии. Ребенок должен соответственно отвечать на вопросы, заданные в случайном порядке: что ты видишь? Что ты хочешь? Что у тебя в руке? На этом этапе необходимо сосредоточиться не только на просьбе дать какой-либо предмет или выполнить какое-либо действие, а на проговаривании этого действия, явления или предмета. В начале взрослый так же, как и на предыдущих этапах, задает вопрос, например: что ты видишь? – и в это же время показывает карточку «я вижу». Через некоторое время визуальная опора уже будет не нужна.

Безусловно занятия по данной методике потребует очень много сил, времени и терпения как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Зато вознаграждением будет самостоятельное речевое общение ребенка, эмоциональная коммуникация и социальная адаптация.

Мероприятия проводятся в рамках проекта «Служба помощи семьям, воспитывающим детей с "тяжелым аутизмом» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов.

18 АПРЕЛЯ / 2023